Исламские города значительно древнее самого ислама и традиции городской культуры на востоке в несколько раз древнее традиций европейских. Основное население города – купцы и ремесленники, cелящиеся кварталами по профессиональному прнципу. В каждом таком квартале есть мечеть, где пять раз в день под руководством имама т. е. выборного руководителя совершаются молитвы.
Неотъемлемая часть сложного городского хозяйства – множество писцов. Вообще для ислама характерно большое количество грамотных (практически все мужчины и многие женщины). Обучение грамоте, основам шариата и началам веры производиться в своего рода церковной школе- мектабе под руководством муллы или имама. В городе, как правило, есть медресе – следующее после мектаба учебное заведение, в отличее от него платное.
Обязательно есть базар и именно там и протекает основная жизнь города. Здесь и лавки и мастерские мелких ремесленников и местечко для гадателей и толкователей снов. Где-то рядом расположились менялы и ростовщики (вообще-то это для мусульманина грех, но…).
Не стоит забывать о наличии в городе верховной власти – правителя города, а у него, соответственно, есть дворец где кроме него живут советники, и стража! Стража днем и ночью ходит по городу блюдя порядок, стоит на воротах собирая въездную пошлину,стережет казну и дворец правителя. А сам правитель раз в день творит суд на базарной площади, рещая все спорные вопросы светского характера.
Крайне популярное в народе место - зиндан - тюрьма, где в подземельи содержаться все преступники… голод, вши и все такое. Выводят днем на казнь. Казни совершает палач на базарной площади, как правило, после суда правителя города.
Нерегулярно, но часто в мечети или на площади города собирается меджлис - собрание-диспут по вопросам ислама. На него приглашались не только богословы - улемы различных школ, но и последователи других вер (христиане, иудеи, зороастрийцы…). При этом на диспут собирались широкие слои населения города - ремесленники, торговцы и т.п.
Ну и самое приятное – на последок. Это, разумеется, чайхана. Место пребывания людей в свободное время, центр изготовления и распространения городских сплетен, ночлежка для иногородних (при наличии денег или хороших отношений с хозяином) и все тому подобное.
Азартные игры мусульманам запрещены, но довольно часты скачки, а уж тут держать пари просто необходимо. Знатные и богатые люди имеют собственных лошадей и бьются об огромные заклады, ну а прочие – по способностям. Но внимание скачки привлекают большое.
ЖИТЕЛИ ГОРОДА
Купец. Купец – основной житель исламского города, т. к. это сословие включало и ремесленников и собственно купцов. Исторически в исламском мире человек, занятый торговлей, уважаем не меньше, а порой и больше, чем занятый любой иной мирской профессией. Связано это и с тем, что сам пророк (!) - был купцом, и с тем, что только состоятельный человек может творить вокруг себя добро - а это одна из основных заповедей Корана. Основная деятельность купца - организация, отправка и прием караванов. Таким образом, купец - наиболее разносторонне образованный, практически осведомленный человек. Новости - такой же товар, как и пряности - скоропортящийся, ценный и легкий. Вынужденный часто и помногу общаться с немусульманами, купец, как правило, наименее фанатичен. Его торговые контрагенты - иноверцы выполняют обязательства, а единоверцы, соплеменники не прочь ограбить караван. В родном городе тоже не сахар. Каждый пришедший в город караван облагается налогом "ушр" в размере 1/10 стоимости товара если этот товар произведен иноверцами, и 1/20 - если мусульманами. Кроме того надо уплатить страже, сделать подарок правителю города и пожертвовать на украшение мечети. В самом городе от купца ждут щедрости и честности. Честность - ладно, это дело совести, хотя обиженный качеством товара может прийти на суд правителя города, а вот щедрость…:-)
Минимум раз в день, посещая мечеть, купцу рекомендуется оставить там толику денег - садаку - милостыню. Эти деньги молла должен тратить на вспомоществование неимущим и членам общины.
Раз в год купец, как и любой мусульманин, платит закят - налог в пользу бедных и харадж - поземельный налог. С начала II века в силу права икта - права частных лиц на сбор хараджа с определенных территорий, эти деньги идут на содержание аппарата городской власти, а собираются владыкой города.
В частной жизни купец руководствуется теми же принципами, что и все остальные жители города и всего мусульманского мира. Исламская мораль не предусматривает имущественной, социальной или расовой кастовости внутри мусульманского мира.
!NB!
Особым любителям гаремов.
1. Мусульманин может иметь столько жен, сколько он в состоянии содержать, но не более 4 - остальные не жены, а наложницы и их дети не наследуют имущество.
2. Жена может подать на развод (как - см. раздел о женщинах)
3.Посягательство на женщину - преступление, караемое смертью!