Самая известная из шиитских сект - исмаилиты - возникла в VIII веке. В ее основе лежало учение об "инкарнации" (хулул) - "воплощении Божества в человеке", общее для экстремистских сект, которые обожествляли пророка Мухаммада, халифа Али как его преемника и последующих имамов из рода Алидов. При шестом имаме Джафаре ас-Садике (ум. 765) преемственность была нарушена: Джафар отстранил от наследства своего старшего сына Исмаила в пользу младшего, Мусы; к тому же Исмаил умер раньше своего отца. Исмаилиты не признали это решение и тем самым окончательно разошлись с умеренными шиитами-имамитами ("двунадесятниками" - "аль-иснаашарийа" - по числу признаваемых ими имамов). После смерти седьмого (для исмаилитов) имама Мухаммада ибн Исмаила наступил еще один раскол. Одни считали Мухаммада последним имамом, не признавали его смерти и ожидали его возвращения из "укрытия" в конце времен в качестве махди - имама воскрешения из мертвых. Так появилась секта карматов. Другие признавали имамат одного из сыновей Мухаммада и его потомков, "скрытых имамов" - собственно исмаилиты. Те и другие создали сильные тайные организации и вели агитацию среди городских низов, крестьян и бедуинов через проповедников даи (мн.ч. дуат). На рубеже IX - X веков дуат начали распространять слух, что махди уже явился и имя его Убайдаллах.
893 | Энергичный проповедник Абу Абдаллах отправляется в Северную Африку, с конца VIII века поделенную эмирами трех династий: Идрисидами (Марокко), Рустамидами (западный Алжир), Аглабидами (Ифрикия, нынешний Тунис). Он появляется в Ифрикии, где его проповеди попадают на благодатную почву. Местные племена берберов-хариджитов находились в постоянном конфликте с суннитской династией и с радостью оказали ему поддержку. |
902 | Убайдаллах, вышедший из "сокрытия" и возглавивший (899) карматское восстание в Сирии, потерпел поражение от Муниса и бежал в Северную Африку. Тем не менее, он не спешит объединиться с Абу Абдаллахом, какое-то время бродит со своим отрядом в районе Атласа и в результате попадает в плен к берберам. |
909 | Абу Абдаллах свергает Аглабидов и освобождает Убайдаллаха. Имам перебирается в Кайраван и провозглашает себя халифом, приняв имя аль-Махди. Положено начало династии Фатимидов (от имени Фатимы - дочери пророка и жены халифа Али; сунниты, не признавая происхождения династии от нее, называли их Убайдийун от имени Убайдаллаха). Затем аль-Махди при помощи берберского племени кетама сверг Рустамидов, а Идрисидов сделал своими данниками. Помимо Северной Африки во владение новой династии по наследству от Аглабидов перешли Сицилия, Мальта и ряд других островов. |
909 - 934 | халиф аль-Махди. Его триумфальное восшествие на трон несло в себе зерно саморазрушения: несмотря на легендарный ореол и громкое имя, халиф-имам не принес обещанного чуда. Конец времен не наступил. Фатимиды, начиная с первого своего представителя, показали себя очень прагматичной династией и быстро разорвали связи с экстремистами-карматами (многие лидеры которых были убиты подосланными аль-Махди людьми). |
911 | Халиф обвиняет в заговоре и казнит Абу Абдаллаха, одновременно он обрушивается с репрессиями на вечно непокорные берберские племена. |
914 | Первое вторжение фатимидских войск в Египет. Удается захватить Александрию, но потом армия багдадского халифа выбивает их обратно. |
919 - 920 | Второе вторжение в Египет с тем же результатом. |
934 - 946 | халиф аль-Каим |
934 | Фатимиды штурмуют и сжигают Геную. |
935 | Аббасидский халиф ар-Ради назначил наместником Египта тюркского военачальника Мухаммада ибн Тугджа аль-Ихшида (935 - 946), тот сумел добиться самостоятельности в управлении страной, и его потомки - Ихшидиды - правили ей до 969 года. Они не стремились к отделению от аббасидской империи; их внутренняя политика была разумной, и в этот период Египет процветал. |
936 | Очередное неудачное вторжение в Египет. |
944 - 947 | Большое берберское восстание против Фатимидов во главе со школьным учителем-хариджитом Абу Йазидом. Повстанцы овладели Кайраваном. |
945 | Абу Йазид осаждает столицу Фатимидов аль-Махдию. |
946 - 953 | халиф аль-Мансур. Реорганизовав армию и используя разногласия жителей Кайравана с берберами-хариджитами, он сумел справиться с восстанием. |
953 - 975 | халиф аль-Муизз. Он сделал завоевание Египта своей основной целью. К себе на службу халиф привлек двух ценнейших помощников: военного - бывшего раба-христианина Джаухара и экономического - иудея Ибн Киллиса. |
960 | Аль-Муизз добился признания своей власти Алидами Мекки и Медины и установил опеку над святыми местами. |
967 | В вассальную зависимость от Фатимидов переходят сирийские Хамданиды. |
969 | Огромная армия во главе с Джаухаром вступает в Египет, разбивает под Гизой египетское войско и занимает Фустат. Через неделю после падения города в его окрестностях основана новая столица - аль-Кахира ("Побеждающая", ныне Каир). 9 июля в старой мечети Фустата в хутбе впервые упомянуто имя халифа аль-Муизза. |
970 - 971 | Вторжение карматов в Египет лишь с большим трудом отражено Джаухаром. |
973 | Перенос столицы из аль-Махдии в аль-Кахиру. |
972 | Аль-Муизз назначает Йусуфа ибн Зири наместником Ифрикии за поддержку, оказанную им Фатимидам во время восстания Абу Йазида. Основание берберской династии Зиридов. |
974 - 975 | Новая вылазка карматов в Египет; халиф ненадолго попадает в осаду в своей новой столице. |
975 - 996 | халиф аль-Азиз. Время, когда династия достигла предела своего могущества и территориального роста. К 975 году Фатимиды подчинили как юг, так и север Сирии, а затем и Хиджаз - под их опекой оказались Мекка и Медина. Империя Фатимидов была редким для своего времени абсолютистским, а не феодальным государством. Получение налогов через откупщиков здесь было запрещено, а сама структура земледелия в Египте (нильская дельта со сложнейшей ирригационной системой) способствовала развитию сильной и деспотической центральной власти. |
996 | Халиф приказал снарядить флот для войны с Византией, но флот сгорел при строительстве, и в поджоге обвинили греческих купцов. Начались погромы, в которых убивали не только иноземцев, но и местных христиан (погиб местный несторианский епископ). Виновные наказаны, но сам факт показателен: до сих пор фатимидские владения отличались редкостной религиозной терпимостью. |
996 - 1021 | халиф аль-Хаким. Эксцентричный и, по-видимому, психически нездоровый человек. Его правление было отмечено началом упадка халифской власти. Он круто изменил отношение к иноверцам, от былой терпимости не осталось и следа. Аль-Хаким попытался обратить все население страны в шиизм (а так большинство населения шиитского халифата продолжали оставаться правоверными суннитами). В 1018 году последовал приказ о воздаянии божеских почестей халифу. Эти и многие другие, менее масштабные, "чудачества" порождали все новые волнения, неизменно заканчивавшиеся казнями. |
1003 | Аль-Хаким начинает преследования христиан и евреев. Церкви сносят, на их месте строят мечети, запрещены публичные христианские праздники, христианам вменено в обязанность носить на одежде тяжелый деревянный крест, иудеям - тяжелый шар. |
1009 | Аль-Хаким разрушает храм Гроба Господня в Иерусалиме. |
1015 - 1016 | Зиридские корсары изгнаны с Сардинии генуэзцами и пизанцами. |
1021 | Аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах. Выехав однажды ночью (днем он не появлялся) на своем осле из Каира, он отпустил слуг, и больше его никто не видел. Через пару дней нашли изувеченного осла и одежду халифа. Ходили слухи, что он убит не без участия своей сестры Ситт аль-Мульк, ставшей после этого опекуншей его малолетнего сына и фактической правительницей Египта. Аль-Хаким пополнил число шиитских сект: друзы Сирии и Ливана до сих пор верят, что он не умер, а ушел "в сокрытие" и теперь появится в конце времен в качестве махди. Весь ХI век после его исчезновения отмечен смутами, борьбой за власть военных клик и начавшимся политическим и экономическим упадком Фатимидской империи. |
1021 - 1036 | халиф аз-Захир. В его правление Египет страдал от набегов различных сирийских мятежников, в том числе Салиха ибн Мирдаса (основателя династии Мирдасидов) из Алеппо. |
1027 | Ситт аль-Мульк умерла, и реальная власть в государстве перешла в руки вазира Абу-ль-Касима аль-Джарджараи, правившего до 1045 года. |
1036 - 1094 | халиф ал-Мустансир. Традиция опекунского управления укоренилась, и после смерти Абу-ль-Касима Египтом фактически управляла мать молодого халифа, в прошлом суданская рабыня. Усилившиеся межэтнические столкновения в армии, начавшиеся еще при аль-Хакиме, доводят ее до полной анархии: сначала суданцы поддерживали тюрков в борьбе с берберами; потом, когда Северная Африка вышла из подчинения Фатимидам, и берберских частей в армии практически не осталось, борьба разгорелась между суданцами и тюрками, и тюрки в ней победили. |
1036 | Йахйа ибн Омар, один из глав племен кочевавшего в Сахаре племенного объединения санхаджа, принял ислам и совершил паломничество в Кайраван. Вернувшись, он пригласил известного марокканского законоведа Абдаллаха ибн Йасина проповедовать среди соплеменников. Их усилия наталкивались на сильное сопротивление, и тогда они построили в устье р. Сенегал крепость (рибат), где создалось закрытое общество, основанное на безграничном почитании Корана и жесткой дисциплине и имевшее своей целью священную войну - сперва против язычников-негров, а затем и против тех берберов, которым недоставало истинной веры. Из крепости ислам распространялся по западной Африке. Жителей рибата называли ал-мурабитун ("находящиеся в крепости") - отсюда пошло название династии Альморавидов. В последующие годы они завоюют Марокко и Северную Африку вплоть до Алжира. |
1041 | В Северной Африке эмир Шараф ад-даула ал-Муизз из династии Зиридов, правившей Ифрикией под властью Фатимидских халифов, объявил о возвращении под власть Аббасидов. Фатимиды ответили союзом с бедуинами племен хилал и сулайм, переселившихся в Магриб из Нижнего Египта. Кончится этот политический этюд плохо для Зиридов: они будут вытеснены из Кайравана и потеряют всякое влияние, как в Африке, так и на Средиземном море. |
1050 - 1082 | Движение Альморавидов в Мавретании: набег на Гану (1054); захват Марокко (1056 - 1069), Алжира (1082). В 1059 ибн Йасин пал в бою и дальнейшие завоевания возглавил Йусуф ибн Ташфин, будущий основатель династии Альморавидов. |
1050 - 1057 | Кочевые племена Бану Хилал мигрируют на запад, захватывая Ливию и Тунис. Многие города разрушены, городская культура приходит в упадок. Кайраван теряет свое экономическое и политическое значение. На какое-то время это приводит к усилению Хаммадидов - побочной ветви Зиридов, правящей западнее, в Калате, но потом волна нашествия докатывается и до них. |
1060 - 1071 | Изгнание Зиридов с Сицилии. |
1062 | Йусуф ибн Ташфин основал Марракеш, южную столицу Марокко. |
1073 | Не в силах более терпеть произвол тюркских эмиров в Египте, халиф обратился за помощью к армянскому военачальнику Бадру аль-Джамали, правителю Акры. |
1074 | Бадр аль-Джамали прибыл в аль-Кахиру с собственным армянским отрядом, перебил главных тюркских эмиров и сотрудничавших с ними египетских чиновников и установил собственную диктатуру. В своих руках он сосредоточил три должности: вазира, командующего войсками (амир аль-джуйуш) и главы корпуса исмаилитских миссионеров (хади ад-дуат). Бадр крепко взял халифа в свои руки и навел порядок в стране. Он сумел улучшить экономическое положение и фактически спас государство, стремительно скатывающееся в пропасть. При Бадре вновь возродились фатимидские притязания на власть во всем мусульманском мире, он сумел противостоять натиску сельджуков своей активной военной и идеологической политикой. |
1070-е и 1080-е | Фатимидские владения в Сирии сильно потеснены сельджуками |
1075 | Зириды заключают мир и торговый договор с норманнами. |
1082 | Создание Йусуфом ибн Ташфином объединенного государства в Северной Африке. |
1086 | Йусуф ибн Ташфин отправляется в Испанию на помощь тамошним князьям, терпящим поражение в борьбе с христианами (см. французскую хронологию). |
1087 | Объединенные силы итальянских городов взяли штурмом и разграбили Махдию. |