Оружие мусульманского Востока отличалось большим разнообразием. Здесь имелось сразу несколько различных военных традиций, сказывавшихся на характере вооружения; они постоянно перемешивались и испытывали влияние как друг от друга, так и со стороны. К концу XI века вся эта гремучая смесь еще не стала однородной, и армии стран региона значительно различались между собой. Наиболее заметным в этот период было военное влияние тюркских племен, волнами накатывавшихся на страны Ближнего Востока из степей Центральной Азии.
1. Армии стран Ближнего Востока. Династия Сельджукидов опирались в своих завоеваниях на кочевые племена, пришедшие с ними из Центральной Азии. Со временем в их армиях большее значение приобретали профессиональные воины, чем простые кочевники. Тактически их главной силой были конные лучники, основным оружием - мощный композитный лук. Эти же воины достаточно эффективно вступали в ближний бой для нанесения решающего удара или в случае необходимости. Со временем кочевые племена тюрок были расселены по границам владений Сельджукидов (для Багдада они были бы слишком беспокойными жителями), и таким образом большое их количество оказалось во владениях Сельджуков Рума и их ближайших соседей и конкурентов, Данишмендидов Восточной Анатолии. Когда власть в Румском султанате стабилизировалась, местные правители, в свою очередь, постарались распихать убежденных кочевников по наиболее горячим границам уже своих владений.
Основу армии Румского султаната составляли т.н. "старые войска", то есть кочевники-тюрки и гулямы. Тюрки нанимались на службу сразу целыми племенами во главе со своими беками. Гулямы - это воины-рабы (как купленные на рынке, так и военнопленные). Эмир имел гвардию, а также личную охрану из гулямов, но большинство их принадлежало князьям и различным военным лидерам помельче.
Кроме этих двух, была еще и менее значимая, третья часть войска: игдиш (igdish) - они набирались из отпрысков смешанных тюркско-христианских браков и играли роль своего рода полиции в больших городах.
Также в войсках постоянно имелось какое-то количество наемников, преимущественно греческого и грузинского происхождения (частью это были пехотинцы, вооруженные дротиками, частью легкая кавалерия в тюркском стиле, но главное - это тяжелая доспешная конница с копьями и мечами, оснащенная по иранскому образцу).
Во владениях Великих Сельджукидов и их отпрысков, к которым в то время относились, кроме всего прочего, Дамаск, Алеппо, Мосул и Антиохия, картина отличалась не очень сильно. Эмиры, как правило, держали отряды личной гвардии (аскар), состоявшие из гулямов; их дополняли отряды наемной конницы (как правило из тюркских племен, а также из бедуинов Аравии и курдов) и небольшое количество пехоты - в основном постоянных гарнизонных войск.
Большим своеобразием отличалась армия Фатимидского халифата. Она традиционно оставалась относительно малочисленной и в значительной степени пешей (здесь, в частности, использовались совершенно нехарактерные для Востока плотные построения пехоты). После отпадения Северной Африки Фатимиды почти совсем лишились берберской кавалерии, а в правление Бадра аль-Джамали в стране также заметно поуменьшилось влияние тюрок-гулямов (живших и служивших здесь уже несколько веков). Теперь армию составляли в основном негры (как рабы, так и свободные) и армяне (вслед за Бадром аль-Джамали в Египет мигрировала значительная часть армянской военной аристократии; наиболее известны их пешие лучники). Кроме них, на службе у Фатимидов традиционно находились пехотинцы-дайлемиты (происходившие из Северного Ирана). Также увеличилась пропорция различных милиционных формирований, но они в основном не покидали территории Египта. В кавалерии, помимо оставшихся тюрок, служили потомки гулямов (рожденные уже на свободе) смешанного происхождения и немногочисленные арабские бедуины.
2. Оружие и доспехи. Первое, о чем надо сказать - это знаменитые кривые сабли мусульман. В XI веке они только начали распространяться в мусульманском мире - это тюркское оружие, оно имеет отчетливое центральноазиатское происхождение, и его массовое распространение началось именно с сельджукского завоевания. Арабы и иранцы использовали прямые или лишь чуть изогнутые мечи, и именно они остались на долгие века церемониальным оружием правителей; впрочем, арабский меч все равно не перепутаешь с европейским - он однолезвийный, гарда как правило имела подобие сабельных "стрелок", а ручка - хотя бы намек на сабельный же изгиб. Далее, на Ближнем Востоке был распространен такой крайне своеобразный вид доспеха(который, к сожалению, не удалось проиллюстрировать) как "kazaghand" - довольно длинная туникообразная одежда с застежкой спереди, у которой между двумя слоями ткани был вшит слой кольчужного плетения.
Рис. 1
Тюркские воины. Бек (2) в типичном костюме кочевника, по-видимому недавно явился в мусульманский мир из степей Туркестана; кожаный ламеллярный доспех закрывает только спереди. Его соплеменник гулям (3), напротив, представляет цвет армии и последнее слово в оружейном деле халифата; он одет в железный доспех конструкции, промежуточной между чешуей и ламелляром; кольчужный капюшон, закрывающий лицо - отдельная деталь. Барабанщик (3) доспехов не имеет и одет в обычную повседневную одежду - войлочную шапку и плотный шерстяной халат.
Рис. 2
Атабекские династии, конечно же, еще не появились, но практически все, изображенное на этом рисунке (за исключением, разве что, тяжелого крепостного арбалета - "зийар") на Ближнем Востоке уже есть. Снаряжение гарнизонного солдата (1) практически не отличается от византийского; разве что поперек груди повязан развернутый тюрбан. Спешенный тюрк-кочевник (2) вооружен луком с желобом ("majra") для стрельбы короткими дротиками, халат на нем одет поверх кольчуги. Еще один пример снаряжения гуляма (3): из-под легкого кожаного ламеллярного доспеха виден костюм в тюрко-иранском стиле; примечательно вооружение, состоящее из палицы в форме звериной головы, сабли на поясе и более тяжелого прямого меча у седла.
Рис. 3
Воины приграничных областей. Хамданидский всадник (1) вооружен совершенно по-византийски; жесткая чешуйчатая кираса разделена на животе так, чтобы в ней можно было хотя бы сгибаться и сидеть в седле. Житель армяно-мусульманского пограничья (2) - суровые крестьяне с гор Тавра предпочитали как оружие топоры, а стеганые или войлочные доспехи были распространены по всему исламскому миру. Еще один горец Тавра (3) в тяжелом войлочном доспехе с наголенниками; однолезвийный меч в византийском стиле. Тюркский конный лучник (4) в традиционном степном наряде и без доспехов; тростниковый щит, крытый тканью имеет крупный бронзовый умбон.
Рис. 4
Фатимидская империя. Халифский гвардеец (1) дайлемитского происхождения (дайлемиты жили в Египте с Х века и их знаменитая пехота служила Фатимидам традиционно) с характернейшим вооружением из двух дротиков; под халатом видна кольчуга, но зачастую дайлемиты, при всей своей воинственности, обходились вообще без доспехов; каплевидные щиты получили широкое распространение в Фатимидском халифате. Кавалерист из кочевых берберских племен Сахары (2), чьи темно-синие покрывала дали им название "закутанных людей". Фатимидский всадник из осевших в Египте арабов (3) - железный шлем, кольчуга и кожаный ламелляр в общемусульманском стиле, но покрой его "сюрко" сохраняет традиции древнего, еще коптского населения Египта. Городской ополченец (4); отряды городской милиции ("ahdath") играли важную роль в обороне городов (и не только в Египте); вооружен ранней формой древкового оружия ("sabarbarah"), защиту составляет стеганый халат.
Рис. 5
Фатимидская империя. Волонтер ("jarwajaraya") с простейшим снаряжением и в гражданской одежде (1). Всадник из гарнизона Аскалона (2) типичная смесь: византийские щит и гетры и чисто тюркский пояс. Стремянной ("sibyan al rikab") из свиты правителя, несущий балдахин - знак власти (3); под его роскошным одеянием скрыта кольчуга, под тюрбаном - шлем.
Рис. 6
Египет и Аравия. Нубийский воин (1) в чисто африканском (за исключением шлема) вооружении. Армянский всадник (2); двойной топор - национальное оружие; ламелляр византийского типа, в то время как чешуйчатый хауберт арабский, тяжелый плащ мог использоваться в качестве рудимента щита. Арабский воин-бедуин (3), одетый так же как века назад. Еще один арабский кочевник (4) как иллюстрация к тому факту, что покидавшие полуостров племена основателей ислама были беднее церковных крыс, и их вооружение этому соответствовало.